Это популярная игра для двоих. Игра черных против белых. Сегодня мы вкратце опишем основные правила шахмат. Считайте, что эта статья – общее обучение шахматам онлайн.
Начнем с исходного материала. У каждого игрока по 16 фигур одного цвета. Фигуры располагаются на игровом пространстве (шахматной доске), поделенном на 64 квадрата черных и белых цветов (поочередная последовательность).
Что в первую очередь гласят нам правила шахмат – это расположение клеток: черный квадрат должен находиться в нижнем левом углу. Мы имеем следующий набор фигур:
Белый король, белый ферзь, две белые ладьи, два белых слона, два белых коня, восемь белых пешек. С другой стороны черный король, черный ферзь, две черные ладьи, два черных слона, два черных коня, восемь черных пешек. Правильную стартовую расстановку вы можете увидеть, открыв любую нашу игру.
Итак, начинается игра. Как производятся ходы в шахматах различными фигурами? Первый ход делают белые (игрок, которые выбрал белый цвет). Ход игроки делают поочередно, (правила шахмат гласят, что есть исключение, об этом чуть позже). Ход состоит из перемещения фигуры игрока на другое поле. И вот здесь мы сталкиваемся с массой пунктов.
Ни одна фигура не должна быть передвинута на место, где уже занята позиция фигурой того же цвета. Если же это фигура "противника", то она удаляется (говорят, что она "взята". А теперь подробно о том, как может ходить фигура своего вида.
1. Слон может ходить на любое поле по диагонали, на которых он стоит.
2. Ладья может ходить на любое поле по вертикали или горизонтали, на которых она стоит.
3. Ферзь ходит на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит.
4. Когда делаются эти ходы, ферзь, ладья или слон не могут перемещаться через поле, занятое другой фигурой.
5. Конь может ходить на одно из ближайших полей от того, на котором он стоит, но не на той же самой вертикали, горизонтали или диагонали (визуально буква Г, где конь в основании).
6. Пешка может ходить вперед на свободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали или с исходной позиции пешка может продвинуться на два поля по той же самой вертикали, если оба эти поля не заняты. Либо пешка ходит на поле, занимаемое фигурой партнера, которая расположена по диагонали на смежной вертикали, одновременно забирая эту фигуру. Правила шахмат описывают, что пешка, атакующая поле, пересеченное пешкой партнера, который продвинул ее с исходной позиции сразу на два поля, может взять эту продвинутую пешку, как если бы последний ее ход был только на одно поле. Это взятие может быть сделано только очередным ходом и называется взятием “на проходе”. Когда пешка достигает самой дальней горизонтали от своей исходной позиции, она должна быть заменена на ферзя, ладью, слона или коня “своего” цвета, что является частью того же хода. Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были уже сняты с доски. Эта замена пешки на другую фигуру называется “превращением”, и действие новой фигуры начинается сразу.
7. Король может перемещаться двумя различными путями. Во-первых ходить на любое примыкающее поле, которое не атаковано одной или более фигурами партнера. Считается, что фигуры партнера атакуют поле, даже в том случае, когда они не могут ходить. А также “рокируясь”. Это перемещение короля и одной из ладей того же цвета по крайней горизонтали считается одним ходом короля и выполняется следующим образом: король перемещается с его исходного поля на два поля по направлению к ладье, затем ладья переставляется через короля на последнее поле, которое только что король пересек – так звучат правила игры в шахматы.
Слева вверху - положение перед рокировкой белых на королевский фланг и рокировкой черных на ферзевый фланг. Справа вверху – положение после рокировки белых на королевский фланг и рокировки черных на ферзевый фланг. Слева внизу - положение перед рокировкой белых на ферзевый фланг и рокировкой черных на королевский фланг.
Справа внизу - положение после рокировки белых на ферзевый фланг и рокировки черных на королевский фланг. Рокировка становится невозможной: если король уже ходил, или с ладьей, если она уже ходила. Рокировка временно невозможна: если поле, на котором стоит король, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, атаковано одной из фигур партнера; если между королем и ладьей, с которой должна быть произведена рокировка, находится какая-то фигура, мешающая рокировке. Считается, что король находится “под шахом”, если он атакован хотя бы одной фигурой партнера, даже если такие фигуры сами не могут перемещаться. Объявление шаха не обязательно.
Следует заметить, как устанавливают правила шахмат ни одна из фигур не может сделать ход, который ставит или оставляет своего короля под шахом.